вторник, 29 декабря 2020 г.

 Моё Оренбуржье

Тема: Годы, опаленные войной.

С началом войны, как и по всей стране, так и в области были открыты призывные пункты, развернута работа по мобилизации военнообязанных. Наша страна приняла на себя главный удар. Оренбуржцы внесли достойный вклад в победу над фашистской Германией. 411 тыс. человек ушли на фронт, почти половина из них не вернулась с полей сражений (более 185 тыс.).

Герои Советскогого Союза


 Муса Джалиль (Залилов) родился в татарской деревне Мустафино Шарлыкского района Оренбургской области 15 февраля 1906 г. в крестьянской семье, а в семье было 6 детей. Сломленный жизненными неудачами, отец рано умер.

     Огромное влияние на формирование внутреннего мира будущего поэта оказала его мать Рахима. Спокойная, тихая, уравновешенная, полная противоположность Мустафе – темпераментному, вспыльчивому, легко подверженному неожиданным перепадам настроения, - она обладала бесконечным терпением и стойкостью.

     Кроме того, село Мустафино, основанное в последней четверти XVIII века переселенцами из Казанской губернии, возникшее вдали от родных мест, истово сберегало родной язык, обычаи предков, сокровища устного народного творчества (народные песни, сказки, легенды и т.д.). Рахима знала много сказок, песен.

     С 6 лет Муса пошел учиться – сначала в деревенском мектебе, а затем в новометодном медресе «Хусаиния» (мусульманское духовное учебное заведение типа духовной семинарии). По тем временам это медресе считалось прогрессивным, т.к. в нем наряду с религиозными дисциплинами преподавались и светские науки. В библиотеке медресе Муса и познакомился со стихами классиков татарской литературы – Габдуллы Тукая, Маджита Гафури, с русскими поэтами – Пушкиным, Лермонтовым и др. Под влиянием этих поэтов мальчик впервые берется за перо, пробует свои силы.

     Отроческие годы Мусы совпали с периодом больших социальных потрясений. Активный, любознательный, впечатлительный подросток был захвачен бурным потоком событий. После февральской революции в медресе началось брожение. Муса – на левом крыле движения шакирдов (учащихся медресе). Он редактирует классную газету, пишет статьи и памфлеты. В сложных условиях в Оренбуржье происходило установление советской власти. В Караван-сарае 12-летний Муса видел окровавленные трупы красноармейцев, женщин и детей, изрубленных белоказаками во время ночного налета. Сама жизнь давала подростку наглядные уроки классовой борьбы. Муса ходит на митинги, собрания, жадно читал газеты и большевистские брошюры. Большое влияние на формирование его мировоззрения оказывал старший брат Ибрагим, работавший корректором в большевистской газете.

     Весной 1919 года, когда в окруженном белогвардейцами Оренбурге возникла комсомольская организация, 13-летний М. Джалиль записывается в ряды РКСМ, рвется на фронт, но его не берут, маленький, круглый, выглядит ребенком.

     Вернувшись в родную деревню, Муса создает здесь детскую комсомольскую организацию «Красный цветок» (40 девочек и мальчиков). Они ставили в деревне спектакли, проводили вечера, собрания и митинги, выпускали стенгазету и рукописный журнал. В 1920 году по инициативе М. Джалиля в Мустафино возникает и комсомольская ячейка. Кипучий и деятельный по натуре, он становится признанным вожаком сельской молодежи. Его выбирают членом волостного комитета РКСМ.

     В 1921 году в Оренбуржье после жестокой засухи наступил страшный голод. На глазах Мусы умерли его два младших брата. Чтобы не быть в тягость, Муса уходит в город и вливается в толпы голодной беспризорной детворы, наводнившей в то страшное лето Оренбург. В эти месяцы он ел, что попало, ночевал, где придется, воровал. Позднее, с помощью одного из сотрудников красноармейской газеты «Кызыл Юлдуз» Муса стал курсантом Оренбургской военно-партийной школы. Чем только не занимались курсанты этой школы! Они ловили беспризорников, охотились за спекулянтами. Курсанты выполняли и воинские обязанности: несли в городе караульную службу. Через 6 месяцев учебы он заболел. В это время в Оренбурге открывается Татарский институт народного образования (ТИНО), основанный на месте медресе Хусаиния, но учится недолго.

     Осенью 1922 года М. Джалиль (ему тогда было 16 лет) переезжает в Казань и поступает на работу. Казань – центр татарской культуры – давно уже манила к себе пытливого и любознательного юношу. Здесь он с новой энергией взялся за творчество.

     В 1925 года после окончании рабфака Муса возвращается в Оренбургские края. Его назначают инструктором в Орский уездный комитет комсомола. Принимается за дело со свойственным ему пылом и страстью. Он много ездит по русским, казахским и татарским деревням, организовывает комсомольские ячейки, читает лекции, активно участвует в борьбе за новую жизнь.

     В 1927 году М. Джалиль поступает на литературный факультет МГУ и переезжает в Москву. ЦК комсомола назначает его редактором татарского детского журнала «Кечкенэ иптэшлэр» («Юные товарищи»). Муса пишет стихи, баллады, песни и поэмы для детей. Одновременно слушает лекции в университете, сдает зачеты и экзамены.

     В середине 30-х годов Мусу пригласили руководить литературой частью Татарской оперной студии в Москве. Оперный театр создавался почти на пустом месте. Не было устоявшегося национального репертуара, ни опытных либреттистов. М. Джалиль привыкает к работе над переводом либретто лучших татарских литераторов, ведет переписку с поэтами и драматургами, присутствует на репетициях, работает с артистами. Сам переводит песни, романсы, арии и даже целые оперные либретто на татарском языке, имеет оригинальные оперные либретто. Опера Н. Жиганова «Алтынчеч» по либретто М. Джалиля вошла в золотой фонд Советского оперного искусства.

     1941 год стал переломным в жизни и творчестве М. Джалиля. На  второй день войны поэт явился в военкомат с просьбой направить его на фронт, а 13 июля уже надел военную форму. Вначале был зачислен в формирующийся под Казанью артиллерийский полк «конным разведчиком», по просту говоря – ездовым. Когда выяснилось, что рядовой Залилов – известный писатель, руководитель татарской писательской организации, его хотели либо демобилизовать, либо оставить в тыловой части, но М. Джалиль воспротивился этому и добился отправки в действующую армию. Его послали на краткосрочные курсы  политработников в Марьино на Украину. Курсы же он закончил уже в г. Мензелинске (Татария) и был отправлен на Волховский фронт корреспондентом газеты «Отвага» во вторую ударную армию, сражавшуюся на Волховских болотах. В мае армия была окружена. Связь с большой землей поддерживалась по воздуху. В июне 1942 года немецкие войска расчленили армию на части. Бои шли повсюду. Муса был тяжело ранен и попал в плен.

     С июля 1942 года родные перестали получать письма от Мусы (жена Амина и дочка Чулпан). Получили уведомление о том, что Муса пропал без вести. Только в апреле 1945 года во время боев в Берлине бойцы ворвались в мрачное серое здание тюрьмы Моабит. Там  уже никого не было. Лишь  ветер носил по двору мусор, обрывки бумаги, ворошил страницы книг, выброшенных из библиотеки. На чистой страничке одной из этих книг кто-то из солдат заметил запись на русском языке: «Я татарский поэт М. Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения и, наверное, скоро буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве, сообщат семье». Бойцы переслали этот листок в Москву, в Союз писателей. Так пришла весть о подвиге М. Джалиля.

     В 1946 году бывший военнопленный Н. Терегулов принес в Союз писателей Татарии маленький блокнотик, в котором убористым почерком было записано 60 стихотворений М. Джалиля.

     В 1947 году – бельгийский патриот Андре Тиммертанс, сидевший в одной камере с поэтом, переслал в Казань еще 1 тетрадку со стихами М. Джалиля. Стихи из этих блокнотов получили ныне широчайшую известность под именем «Моабитские тетради». Но потребовалось немало лет, чтобы шаг за шагом проследить путь поэта в лагерях смерти; выяснить все обстоятельства его подвига «как волшебный кубок из сказки».

     Моабитские тетради – неповторимые, обжигающие своей подлинностью документы истории, рассказывающие об ужасах фашистской неволи.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956г. за исключительную стойкость и мужество М. Джалилю было присвоено звание Героя Советского Союза. А через год Комитет по Ленинским премиям в области литературы и искусства при Совете Министров СССР присудил М. Джалилю Ленинскую премию за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

     Герой советского союза Рощепкин Василий Дмитриевич

     Семья, в которой родился Василий, имела уже четверых детей. Отец его, Дмитрий Мартынович, погиб от рук белогвардейцев 1922 г. за несколько месяцев до рождения сына. Мать, оставшаяся с пятью детьми, вырастила их честными, добрыми, настоящими людьми.

     После школы Василий окончил Бузулукский строительный техникум. А 1940 г. Василий Дмитриевич получил направление в Оренбургское авиационное училище. В 1941 г. он окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. С мая 1942 г. Рощепкин В.Д. на Великой Отечественной войне. За отличное выполнение задания молодой Рощепкин в августе 1942 г. получил свой первый орден Красного знамени.

     Он принимал участие в боях по освобождению Харькова и Белгорода, в борьбе за Воронеж. В сражениях за Воронеж одновременно, не зная об этом, участвовали два брата: Иван - на земле, Василий - в воздухе. Иван был убит. Вася, узнав об этом, сильно переживал и в память о брате написал на самолете: «За Родину! За Сталина! За брата!». Гибель Ивана стала первой потерей в семье Рощепкиных. Но кто мог подумать, что мать потеряет на войне ещё двух сыновей.

     К январю 1944 г. командир эскадрильи 61-го штурмового авиационного полка В.Д Рощепкин совершил 124 боевых вылета на уничтожение укреплений, живой силы и техники противника. За проявленное мужество и героизм при выполнении боевых заданий, первого июля 1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали « Золотая Звезда». Когда в 1944 г. его матери Марии Григорьевне пришло благодарственное письмо от командования с вопросом: «Чем помочь, в чем Вы нуждаетесь?», то мать ответила: «Мне ничего не нужно. Только пришлите мне сына на 24 часа». Василий Дмитриевич пробыл дома 10 дней. За это время он выступал с докладом в местном клубе, проведал своих родственников.  Провожали героя всем селом.

     Василий Дмитриевич не вернулся. Отважный воин погиб при выполнении боевого задания в небе Югославии. Но письма летчика шли домой. Василий очень часто писал письма домой. Все они были наполнены заботой о матери, о родственниках. Он никогда не оставался равнодушным ко всему, что происходило в родном селе, всегда передавал приветы землякам и добавлял: « Пусть лучше работают в тылу, а мы здесь будем бить немца до конца». Он обязательно оставлял один чистый лист и просил проверяющих этот лист не отрывать, так как родным не на чем писать.

     Василий Дмитриевич поддерживал семью не только морально, но и отправлял домой всё денежное довольствие. Родные хранят эти письма. Со временем уже не каждое можно прочитать, тогда они переписывают их своей рукой, чтобы память о нем продолжала храниться в их семьях.

     Киреев Николай Иванович (1922 – 06.07.1944 гг.), родился в г. Чкалове, лейтенант (младший), летчик 75-го гвардейского штурмового авиаполка. 6 июня 1944 г. в районе д. Волма около Минска направил горящий самолет на скопление танков и другой  техники противника. Похоронен в братской могиле д. Калита Смолевичского района Минской области.

     Призван  в армию: Кировский РВК, г. Чкалов, 1940 г.

     В экспозиции представлен и Героя Социалистического труда Нектов Прокофий Васильевич. Это человек-легенда, который, будучи безногим инвалидом, ценой огромного мужества и несгибаемой воли сумел вернуться в строй и показать образцы высокопроизводительного труда на хлебной ниве. Так, в декабре 1942 года призвали Прокофия Васильевича Нектова – тракториста из села Казанка Шарлыкского района Оренбургской области. Однако ему не пришлось много воевать. 11 марта 1943 г. во время атаки под Старой Руссой разрывная пуля снайпера раздробила ему коленную чашечку правой ноги. Он очнулся в глубокой воронке, в ледяной талой воде. Нечеловеческими усилиями, с помощью десантного ножа ему все-таки удалось выбраться из воронки. Его нашли через 3 дня и отправили в госпиталь. Там ему ампутировали обе ноги (вторую он отморозил). Ему выдали протезы. Наконец, после длительного лечения Нектов вернулся на родину инвалидом Iгруппы (с Орденом Отечественной войны Iстепени). Прокофий Васильевич решил снова сесть на комбайн. Своими силами он восстановить списанный комбайн «Сталинец-1» и начал убирать на нем хлеб. В первый сезон (осень 1944 г.) Прокофий Васильевич убрал тысячу гектар, на следующий год на 200 га больше. Первой наградой для него был новенький комбайн «Сталинец-6», который прислал министр сельского хозяйства. Нектов добивался рекордных выработок. Со всей страны ему присылали письма и телеграммы. Тогда газеты писали: «Прокофий Нектов из деревни Казанка Шарлыкского района Оренбургской области возглавил в стране движение «Инвалиды, в строй!». 10 октября 1953 г. указом Президиума Верховного Совета СССР «за успехи в сельскохозяйственном производстве» Нектову было присвоено звание Героя Социалистического труда. Он прожил достойную жизнь, став примером твердости духа, трудолюбия и любви к Родине. Умер Прокофий Васильевич 16 мая 1987 г., но память о нем жива до сих пор.

     Александр Ильич Родимцев

     Александр Ильич Родимцев принадлежал к числу выдающихся полководцев. Части и соединения, которыми он командовал, вписали много славных страниц в историю Великой Отечественной войны. С его именем связаны замечательные победы наших войск.

     Саша Родимцев, родился 8 марта 1905 г. в селе Шарлык Шарлыкского района Оренбургской области в семье крестьянина. Русский, после окончания школы работал подмастерьем сапожника.

     С 1927 г. служил в Красной Армии. Окончив военную школу имени ВЦИК в 1932 г., Военную академию имени М.Ф. Фрунзе в 1939 г. и ускоренный курс Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского в 1941 г., он получил назначение командиром 5-й воздушно-десантной бригады. В 1936 г. принимал участие в борьбе с фашистами за свободу и независимость республиканской Испании.

     22 октября 1937 г., первым в Оренбургской области, был удостоен звания Героя Советского Союза (первый по Оренбургской области). Вторая звезда Героя Советского Союза на груди легендарного генерала Родимцева зажглась 2 июня 1945 г.

     Великая Отечественная война застала полковника А.И. Родимцева на Украине, где он командовал воздушно-десантной бригадой. Десантники были брошены на оборону Киева. За успешные боевые действия в оборонительных боях в районе Киева и Тима 19 ноября 1942 г. 87-ю (5-я воздушно-десантная бригада) стрелковую дивизию переименовали в 13 гвардейскую. В торжественной обстановке 10 февраля 1942 г. гвардейцам Родимцева вручили гвардейское знамя дивизии.

     Широко стало известно имя Родимцева как командира 13 гвардейской дивизии, стойко защищавшей Сталинград. Истекавшие кровью, но продолжавшие биться бойцы на стене оставили надпись: «Здесь насмерть стояли гвардейцы Родимцева». Благодаря личной храбрости, стойкости и умелому руководству генерала Родимцева части дивизии не отступили ни на шаг, с другими соединениями отстояв Сталинград.

     13 сентября начались бои в Сталинграде, именно в этот день 13-я гвардейская дивизия вышла к переправе. В ночь с 14 на 15 сентября началась переправа частей дивизии на пылающий правый берег Волги.

     Оказавшись на правом берегу, гвардейцы сразу вступили в бой. По воспоминаниям маршала Г.К. Жукова: «…13, 14, 15 сентября для сталинградцев были тяжелыми днями. Перелом в эти тяжелые и, как временами казалось, последние часы был создан 13-й гвардейский дивизией А.И. Родимцева. После переправы в Сталинград она сразу же контратаковала противника. Ее удар был совершенно неожиданным для врага. 16 сентября дивизия А.И. Родимцева отбила Мамаев курган».

     Гвардейцы с ходу овладели вокзалом, оборудовали свои позиции. Глубина оборонительной полосы дивизии составляла 300-500 метров, протяженность вдоль берега Волги – 6-7 км. (в центре города от р. Царицы на юге до Мамаева кургана на севере). Гвардейцы бились насмерть, отстаивая каждую улицу, каждый дом, каждую квартиру. А 26 января 1943 г. произошла радостная встреча гвардейцев Родимцева с гвардейцами-танкистами 21 армии Козина у Мамаева кургана, где каждый метр земли был полит кровью и иссечен осколками и пулями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий